5—8 июня в Минске состоялся международный форум-выставка «ТИБО-2024», в рамках которого АНО «Цифровая экономика» совместно с учредителями организации провела открытые «Уроки Цифры» и мастер-классы для педагогов.
Ведущие российские компании – Яндекс, ГК «Росатом», Лаборатория Касперского, VK, 1С, OZON Tech и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» – при поддержке АНО «Цифровая экономика» и Национального детского технопарка Республики Беларусь рассказали школьникам и педагогам об использовании нейросетей, кибербезопасности, технологиях в интернет-торговле и многом другом.
Эксперт по взаимодействию с госсектором Яндекс Дмитрий Растворов провел мастер-класс для педагогов «Нейросети в образовательном процессе». Лекция направлена на формирование компетенций педагогов по использованию нейросетей в педагогической практике.
«Нейросети стали очень популярной темой в сфере образования, в связи с чем возникают вопросы – как интегрировать нейросети в процесс обучения, как использовать их во благо, повысить мотивацию учеников и влиять на образовательные результаты. Семинар направлен на то, чтобы привлечь внимание педагогов к теме использования нейросетей и заинтересовать применять эти инструменты в работе. В ходе лекции преподаватели научились делать правильные и эффективные запросы к нейросетям, а также выстраивать интересные сценарии уроков», — комментирует Дмитрий Растворов, эксперт по взаимодействию с госсектором Яндекс.
О том, как работают квантовые технологии, вычисления и какие есть области применения квантовых технологий рассказал эксперт отдела общего образования СП «Квант» Герман Пальчиков. На уроке «Путешествие в микровселенную: квантовые вычисления и медицина будущего», который подготовила госкорпорация «Росатом», школьники узнали о перспективах, которые открывают квантовые вычисления для медицины, а также какие профессии появятся в будущем благодаря развитию квантовых технологий.
«Квантовые технологии сегодня — сфера, которая развивается стремительно, а их применение невероятно широко. С каждым годом всё больше областей науки и деятельности будут использовать возможности квантового мира. Но в чем особенность квантовых технологий, почему человечеству стало не хватать «обычных компьютеров» и вдруг потребовались квантовые? С какими задачами они справляются хорошо, а с какими не справляются совсем? Вместе с учениками мы ответили на эти и другие вопросы на примере медицины посмотрели, как квантовые технологии уже используют в наши дни и как станут использовать в будущем», — комментирует Герман Пальчиков, эксперт отдела общего образования СП «Квант».
Руководитель направления по детской онлайн безопасности компании «Лаборатория Касперского» Андрей Сиденко рассказал ученикам о кибербезопасности будущего. Школьники узнали, какие угрозы для умных устройств встречаются уже сегодня, что может нас ожидать в будущем и как защитить свои девайсы, а какие из них актуальны уже сейчас.
«В этом году урок от „Лаборатории Касперского» посвящен кибербезопасности будущего: в наших материалах мы рассказываем, что такое интернет вещей, как обезопасить умный дом, защищать данные на смартфонах и противостоять самым разным кибератакам. Поэтому с ребятами, которые пришли на интерактивный семинар, мы поговорили про то, что будет важно в области информационной безопасности через несколько лет: какими умными устройствами они будут пользоваться, как защитить их от киберугроз, а также какие профессии в ИБ в связи с этим будут востребованы. Закрепляли теорию практикой на специальных онлайн-тренажерах, чтобы не только запомнить материал, но и самостоятельно разобраться в аспектах цифровой грамотности и правилах безопасного обращения с гаджетами», — комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления по детской онлайн безопасности компании «Лаборатория Касперского».
Урок Цифры «Облачные технологии: в поисках снежного барса» от Яндекса была посвящен облачным технологиям, которые помогают мониторить популяцию снежных барсов в Сайлюгемском национальном парке в России. Эксперт по взаимодействию с госсектором компании «Яндекс» Дмитрий Растворов рассказал школьником об устройстве компьютерного зрения, настройке виртуальной машины.
«На уроке «Облачные технологии: в поисках снежного барса» школьники познакомились с технологиями компьютерного зрения и принципами обучения нейросетей, а также с устройством облачных сервисов и дата-центров. На занятии они научились создавать приложение, которое умеет распознавать на фото редких животных — снежных барсов. Кроме того, участники узнали о таких востребованных IT-специальностях, как архитектор программного обеспечения, разработчик облачных сервисов, дата-инженер и ML-разработчик», — рассказал Дмитрий Растворов, эксперт по взаимодействию с госсектором компании «Яндекс».
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» на форуме ТИБО представил урок «Искусственный интеллект в отраслях». Руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Ренат Исказиев рассказал, как ИИ меняет нашу жизнь и различные отрасли экономики прямо сейчас, а также какие профессии будут актуальны в ближайшем будущем.
«Мы не в первый год участвуем в Международном форуме-выставке «ТИБО-2024», у Благотворительного фонда «Вклад в будущее» есть большой опыт реализации просветительских и образовательных проектов, которыми мы поделились со школьниками и педагогами. Школьники смогли узнать о применении искусственного интеллекта в различных отраслях и познакомиться с проектами Академии ИИ фонда «Вклад в будущее». Надеемся на плодотворное сотрудничество с Республикой Беларусь. Мы хотим, чтобы школьники из Беларуси не только участвовали в «Уроке цифры», но и стали активными участниками и, как минимум финалистами профиля по искусственному интеллекту НТО», — комментирует Ренат Исказиев, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Урок, посвященный мессенджерам, представила компания VK. Эксперты VK Education познакомили учеников с историей цифровых сервисов для общения и основными принципами цифрового этикета и правилами безопасного общения онлайн, а также представила технологии, которые применяются в мессенджерах: от чат-ботов до нейросетей, которые расшифровывают аудиосообщения.
«Благодаря проекту «Урок Цифры» школьники узнают об актуальных направлениях в IT-сфере. Урок Цифры от VK про мессенджеры дал возможность ребятам в интерактивном формате познакомиться с цифровым этикетом и правилами безопасных цифровых коммуникаций. Участники события также смогли узнать больше о возможностях VK Education для школьников. Сейчас идет набор на программу «Амбассадоры VK», благодаря которой можно получить первый опыт для старта карьеры, а также стать частью IТ-комьюнити», — комментирует Дарья Куимчиде, руководитель учебно-проектного направления VK.
Методолог программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Венера Валеева провела мастер-класс для педагогов «Современный педагог: нейросети и онлайн-ресурсы для геймификации образовательного процесса». Венера рассказала, как в образовании применять один из самых популярных трендов сегодня – искусственный интеллект.
«Сегодняшний мир стремительно меняется и развивается, и технологии играют в этом процессе ключевую роль. Одним из ярких трендов в образовании становится использование искусственного интеллекта и цифровых ресурсов как инструмента обучения. В рамках мастер-класса мы рассмотрели более 10 различных инструментов для геймификации образовательного процесса. Онлайн-инструменты, разработанные при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее». предоставляют уникальные возможности расширить границы традиционного образования, создавая новые и инновационные подходы к обучению, а также позволяют сделать образовательный процесс для школьников увлекательным», — комментирует Венера Валеева, методолог программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Руководитель проекта Kid's route Ozon Tech Люсине Петросян и методист проекта Kid's route Ozon Tech Даниил Байкалов на уроке «Технологии в интернет-торговле» рассказали о мире E-com и ключевых профессиях, где создают ИТ-продукт. В рамках урока рассмотрено, кто такие программисты, аналитики и тестировщики.
«За своей простотой и удобством маркетплейсы скрывают множество технологий, процессов и профессий. В нашем тренажёре ребятам удалось познакомиться с тремя важными профессиями и прочувствовать главные этапы реализации любого IT-проекта: анализ, разработка продукта и его тестирование перед запуском. Все полученные знания повышают их осведомленность о технологиях перспективного мира электронной коммерции, а также пригодятся им при выборе будущей специальности», — комментирует Люсине Петросян, руководитель проекта Kid's route Ozon Tech.
1С провела «Уроки Цифры» для школьников и студентов. Функциональный архитектор фирмы «1С» Галина Чуднова рассказала о применении анализа данных и зачем нужна аналитика при разработке программ и развитии бизнеса.
«Объем потребляемых данных во всем мире неуклонно растет. Аналитики все более востребованы на рынке труда. На уроке учащиеся знакомятся со сферами применения, методами и инструментами анализа данных, в чем заключается профессия “Аналитик”. Хочется вызвать интерес у молодого поколения к данной профессии», — комментирует Галина Чуднова, функциональный архитектор фирмы «1С».
Заместитель директора по работе с НИУ Фирма «1С» Никита Старичков провел урок для студентов на тему «Методологии разработки ПО (классические + семейство Agile)». Никита рассказал о принципах и классических подходах организации разработки ПО.
«Эффективность работы команды разработчиков зависит не только от того, какими навыками обладают участники команды, но и от того, как именно организована их работа – этому и посвящена моя лекция. Очень рад выступить перед ребятами, надеюсь, что удалось заинтересовать их. Будет здорово, если они выберут свой профессиональный путь в ИТ-индустрии», — комментирует Никита Старичков, заместитель директора по работе с НИУ Фирма «1С».
Участниками «Уроков Цифры» в очном формате стали более 300 школьников и педагогов из Республики Беларусь. Проект «Урок цифры», организаторами которого являются АНО «Цифровая экономика», Минпросвещения России, Минцифры России в партнерстве с ключевыми компаниями, — это возможность для школьников сделать первые шаги в освоении современных технологий и и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Таких, как использование различных цифровых устройств и функционала социальных сетей, анализ больших данных, производство мультимедийного контента, разработка игр, кибербезопасность.
Форум «ТИБО» – уникальная площадка для обмена передовым международным опытом, генерации инновационных знаний и обсуждения механизмов внедрения новейших технологических трендов в различные сектора экономики, социальную сферу и систему государственного управления.
Открытое мероприятие по теме "Магазин приложений" прошло для школ г. Олонца Республики Карелия.
Председатель Комитета цифрового развития Ленинградской области Андрей Сытник и специалист по работе с регионами Учи.ру Анастасия Егорова провели открытый урок по теме «Магазин приложений» на базе Центра информационных технологий Гатчины для учащихся десятых классов Гатчинской школы №9.
Первый урок нового сезона Всероссийского просветительского проекта прошел в школе № 36 станицы Новодмитриевской