АНО «Цифровая экономика» при участии Минцифры России, VK и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и «Лаборатории Касперского» провели онлайн-сессию для педагогов, школьников и родителей на тему кибербезопасности и цифровой грамотности.
На экспертной сессии «Кибергигиена определяет все: что нужно знать каждому?» эксперты обсудили, почему сегодня каждому нужно разбираться в основах информационной безопасности, кто должен обучать детей киберграмотности и кибергигиене, и как сделать процесс обучения нескучным? Участники дискуссии рассказали о правилах безопасного поведения в Интернете для детей и взрослых, о том, кто должен обучать кибергигиене, как противостоять угрозам в сети и социальных сетях, а также дали несколько советов педагогам и родителям, как сделать обучение цифровой грамотности занимательным и увлекательным занятием, а также интегрировать основы кибербезопасности в школьную программу.
Среди спикером онлайн-сессии были Татьяна Трубникова, директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России, Тамара Чечеткина, руководитель отдела маркетинга блока информационной безопасности VK, Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности, Мария Кондратьева, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее», Ольга Франчук, руководитель проектов направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». Модератором выступила Юлия Горячкина, директор направления «Кадры для цифровой экономики».
Открывая дискуссию с приветственным словом выступила Татьяна Трубникова, директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры России, она отметила:
«Сейчас в нашей стране уделяется большое внимание повышению уровня цифровой грамотности населения. И государство, и бизнес делают много для этого. В рамках нацпрограммы „Цифровая экономика“ уже реализуется множество проектов для усиления цифровых компетенций. Но мы идем ещё дальше и реализовываем более глубокие проекты по программированию и ранней профориентации для детей. Поэтому приглашаем всех на портал „Госуслуги“, где вы можете до 31 мая подать заявку на обучение по проекту „Код будущего“. Задача родителей, педагогов и государства — научить ребенка безопасному поведению в интернете, научить реагировать на негативные сообщения, и, главное, знать, какие меры предпринять. Желаем участникам сегодняшней экспертной сессии успехов в освоении новых навыков и приглашаем познакомиться с инициативами „Урок цифры“ и „Цифровой ликбез“», — сказала директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры Татьяна Трубникова.
Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина, представляя спикеров, отметила: «В настоящее время остро стоит вопрос повышения уровня цифровой грамотности, информирования школьников о существующих киберугрозах и способах их предотвращения, а также обучения основным правилам кибергигиены. Крайне важно вести работу по распространению цифровой грамотности сплоченно, поэтому общая работа в этом направлении профильных министерств, бизнес-сообщества, а также родителей и педагогов вузов и школ поможет подрастающему поколению чувствовать себя уверенно в сети Интернет и даже помочь нам, взрослым, и людям более старшего поколения не попасться в лапы мошенников»
Тамара Чечеткина, руководитель отдела маркетинга блока информационной безопасности VK, рассказала, что современные кибермошенники очень хорошо разбираются в видах психологического воздействия, умеют манипулировать и могут ответить практически на любые вопросы. Конечно, они всегда стремятся получить данные пользователя и их деньги.
«Основы кибергигиены необходимо знать так же, как таблицу умножения. Будьте бдительны и всегда соблюдайте несложные правила: используйте надежный и уникальный пароль, переходите по ссылкам, только если уверены в них на все 100%, включайте двухфакторную аутентификацию», — также добавила она.
Об основных правилах цифровой грамотности рассказал Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности. По его словам, необходимо научить ребенка правильно реагировать на неприятные сообщения, знать, какие меры необходимо предпринять, чтобы оградить себя от киберугроз — это задача не только педагогов, но и родителей, ведь азы цифровой грамотности ребенок усваивает еще в дошкольном возрасте — как только получает в руки первый гаджет.
«Важно научить детей критически относиться к той информации и сообщениям, которые они видят в интернете. Расскажите юным пользователям, какой информацией не стоит делиться в сети, как лучше реагировать на неприятные слова в свой адрес, как отличить мошеннический сайт от настоящего. Стоит также объяснить, почему не нужно тесно общаться или добавлять в друзья людей, которых ребенок не знает в реальной жизни — неизвестно, кто на самом деле находится по ту сторону экрана», — подчеркнул эксперт.
О новом сезоне проекта «Цифровой ликбез» в текущем учебном году рассказала Мария Кондратьева, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Каждый сезон реализуется одним из ключевых партнеров, таким партнером стал Фонд «Вклад в будущее», экспертами которого подготовлены материалы в виде коротких мультфильмов по темам: «Цифровой баланс», «Авторское право», «Цифровой этикет», «Права потребителей» и «Электронные деньги». Ролики позволят повысить уровень цифровой и финансовой грамотности, расскажут о кибербезопасности, правилах поведения в сети и основных принципах безопасного пользования интернетом.
Эксперт также добавила: «Ролики „Цифрового ликбеза“ призваны рассказать об основных элементах кибергигиены. Но в это понятие входит не только противодействие угрозам в сети, здесь объединены навыки, которые позволяют ежедневно экологично использовать интернет в личных и профессиональных целях. Такие элементы кибергигиены, как, например, поиск баланса между цифровым и реальным миром или цифровой этикет, влияют на нашу повседневную жизнь. Именно поэтому мы решили поднять те вопросы, которые обычно не рассматриваются в теме кибергигиены и взглянуть на нее по-новому!»
Подытоживая экспертную сессию, руководитель проектов АНО «Цифровая экономика» Ольга Франчук рассказала об основных результатах проекта «Цифровой ликбез», реализуемого Минцифры России, Минпросвещения России, организацией «Цифровая экономика» и ведущими цифровыми компаниями. Она напомнила, что проект помогает школьникам уверенно чувствовать себя в сети и призван помочь детям освоить основные принципы безопасного пользования интернетом — как общаться в сети, каких ссылок избегать, где и как искать проверенную информацию.
«На сайте „Цифрового ликбеза“ собраны 24 актуальные тематики по цифровой грамотности, во всех 89 регионах Российской Федерации полезные мультиплицированные ролики интегрированы в образовательную программу в рамках уроков информатики, ОБЖ, внеклассных мероприятий. В 2022—2023 учебном году появилось 13 новых тематик, среди которых „Фишинговые ссылки“, „Социальная инженерия“, „Как защитить свой профиль“, „Права потребителей“, „Электронные деньги“ и многие другие были разработаны и представлены партнерами проекта, а морские герои „Цифрового ликбеза“ стали цифровыми любимцами многих школьников страны. Навыки цифровой грамотности сегодня уже — бытовая необходимость, поэтому „Цифровой ликбез“ стал полезным дополнением к обучающим материалам по теме, чтобы использовать интернет с умом и сделать сеть полезным инструментом для получения знаний и нужной информации», — заключила Ольга.
Полная версия экспертной онлайн-сессии доступна по ссылке: https://vk.com/video-174311295_456239386
20 сентября представители Департамента цифрового развития города Севастополя провели открытый урок для учеников 7—Б класса «Гимназии №8 имени Н.Т. Хрусталева».
Открытое мероприятие по теме "Магазин приложений" прошло для школ г. Олонца Республики Карелия.
Председатель Комитета цифрового развития Ленинградской области Андрей Сытник и специалист по работе с регионами Учи.ру Анастасия Егорова провели открытый урок по теме «Магазин приложений» на базе Центра информационных технологий Гатчины для учащихся десятых классов Гатчинской школы №9.